Нормативно-правовая документация по аттестации учителей (выдержки)
1. Нормативной основой аттестации являются: положение об аттестации, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования РФ в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий (разрядов) и определяющие их количество, Единая тарифная сетка и другие нормативные документы, определяющие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.
Квалификационная категория педагогическим и руководящим работникам присваивается на срок до 5 лет. Новая аттестация допускается не ранее, чем через год после присвоения категории.
2. Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.
3. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, совета (педагогического совета) учреждения образования, органа управления образованием с целью определения уровня квалификации работника и его соответствия занимаемой должности.
4. Для проведения аттестации создаются:
- Городская аттестационная комиссия;
- окружные аттестационные комиссии;
- аттестационные комиссии учреждений образования.
5. Результаты аттестации педагогических и руководящих работников определяются голосованием на итоговом заседании комиссии (подкомиссии).
Решение считается действительным, если на итоговом заседании комиссии (подкомиссии) присутствовало не менее 2/3 ее членов и оно было принято большинством голосов.
При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории. Результаты аттестации оформляются протоколом, заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.
6 Основанием для включения в списки аттестуемых является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.
Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационную характеристику, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации. Педагогическим работникам, имеющим звания “Заслуженный учитель РФ”, “Народный учитель”, “Отличник просвещения”, кандидатам и докторам педагогических наук предусмотреть особые формы и процедуры аттестации.
7. Аттестация проводится по двум направлениям.
Первое — обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников. Может осуществляться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно-педагогической или опытно-экспериментальной разработки и в других формах. При этом учитываются знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, знание теорий педагогики, педагогической психологии, уровень практических умений и навыков, а также оценивается творческая деятельность работника.
Второе — экспертная оценка практической деятельности работника. Может осуществляться путем различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.
8. Сроки проведения аттестации работника устанавливаются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителя учреждения образования, а формы ее проведения определяются соответствующей комиссией.
9. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников первой категории выносит окружная аттестационная комиссия.
Решение о соответствии педагогических работников второй категории выносит аттестационная комиссия учреждения.
Решение о соответствии педагогических и руководящих работников учреждений (организаций) образования окружного и городского подчинения высшей, а для учреждений городского подчинения и первой квалификационным категориям выносит Городская аттестационная комиссия.
10. Работнику, не подтвердившему своевременно или в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей комиссии категория понижается или снимается,
11. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом из другого региона, за работником сохраняется присвоенная ему на прежнем месте работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в г. Москве на срок, определенный при аттестации работника.
12. В случае истечения срока действия квалификационной категории у работника во время:
— длительной нетрудоспособности;
— отпуска по уходу за ребенком;
— длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;
— отпуска до одного года в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 55, п. 5);
— прекращения работником деятельности в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения образования или уходом на пенсию, независимо от ее вида;
при выходе на работу (в случае возобновления педагогической деятельности) срок действия имевшейся у него квалификационной категории продлевается не более, чем на один год.
13. Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
14. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Литература:
Рекомендации по подготовке к аттестации на первую и высшую категории.
Для прохождения аттестации необходимо подать заявление (по специально разработанному образцу) на имя руководителя Городской (окружной) аттестационной комиссии, в котором указываются обоснования для аттестации на более высокую категорию.
Кроме заявления рекомендуется подготовить следующие документы:
Аттестационная комиссия учреждения образования готовит характеристику- представление, в которой рекомендуется отразить следующие аспекты деятельности учителя физики:
Ниже приведен образец характеристики- представления.
Характеристика — представление
аттестационной комиссии школы № 710
на учителя физики Иванову Елену Ивановну.
Иванова Е.И. имеет высшее образование, окончила в 1981 году Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской по специальности учитель физики, педагогический стаж 18 лет, в средней общеобразовательной школе № 710 работает с 1981 года учителем физики. За достигнутые успехи в учебно- воспитательной работе награждена в 1995 году значком “Отличник народного просвещения”, тогда же ей был вручен Почетный диплом “Internanional Soros Science Education Program”. В 1997 году решением аттестационной комиссии Западного округа Елене Ивановне была присвоена первая квалификационная категория (13 разряд ЕТС. В 1998-99 учебном году Иванова Е.И. окончила курсы повышения квалификации учителей физики при УМЛ физики МИПКРО.
Елена Ивановна имеет опыт работы учителем физики во всех параллелях учебного предмета по программам базового уровня, в 5-6 классах по программе пропедевтического курса физики. Кроме того, уже в течение четырех лет она преподает в 10- 11 классах расширенного изучения физики, работающих по системе “Школа — ВУЗ”, тесно сотрудничая с преподавателями МГАИ и МГТУ им. Баумана.
Учитель свободно ориентируется во всех аспектах методики преподавания физики в средней школе. Решая проблему дифференцированного обучения, использует разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, различные формы взаимоконтроля, физические диктанты и сочинения, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала, ролевые игры, диспуты по предмету, индивидуально- групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний, вовлекая при этом учащихся в активную познавательную деятельность по изучению физики. Особого внимания заслуживает деятельность учителя по разработке методики проведения школьных лекций, их особенностей и отличия от вузовских, которая нашла конкретное отражение в учебных материалах “История науки и техники на уроках физики”, подготовленных ею для учащихся 10-11-х классов в дополнении к учебнику физики.
Уроки Елены Ивановны в 5-6-х классах, несмотря на всю сложность адаптации предмета к уровню восприятия учащихся 11- 12 лет, построены методически грамотно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и отражают исследовательский подход к изучению физики. Основное внимание учитель уделяет формированию у младших подростков методов и приемов познавательной деятельности, характерных для эмпирического уровня научного познания, таких как проведение наблюдений, простейших опытов и измерений. Такой подход к построению учебного процесса в этом возрасте наиболее оптимально решает задачи пропедевтики физических знаний, развивая познавательные способности учащихся.
Эффективность работы Ивановой Е.И. подтверждается результатами аттестации школы по физике в 1998 году (85% учащихся 11-х классов справились более чем с 70 % заданий), контрольных срезов знаний, регулярно проводимых администрацией школы, итогами устного регионального экзамена по физике 1998-99 учебного года (71% качества знаний), поступлением в течение трех лет от 65% до 83% выпускников в МГУ, МГТУ, МИФИ, МАИ и другие профильные ВУЗы. Ученики Елены Ивановны принимают активное участие в олимпиадах и турнирах по предмету различного уровня, демонстрируя высокий уровень владения теоретическим материалом. Так уже в этом учебном году шесть ее учеников стали призерами по физике турнира М.В. Ломоносова, в 1998-99 учебном году трое учащихся получили Дипломы на олимпиаде Московского физико- технического института, а двое победили в многоборье на окружном туре Интеллектуального марафона, показав высокие результаты в физико- математических дисциплинах.
Иванова Е.И. ведет активную методическую работу как в рамках школ , так и округа. С 1996 года она на общественных началах исполняет функции методиста муниципального округа, в рамках которых регулярно проводит открытые уроки и семинарские занятия по обмену опытом, организует работу школы молодого учителя участвует в подготовке и проведении олимпиад по физике, Елена Ивановна постоянно оказывает большую методическую помощь своей бывшей выпускнице, а теперь начинающему учителю физики школы. В 1997-98 учебном году Иванова Е.И. участвовала в окружном туре конкурса “Учитель года” и получила специальный приз жюри “За неординарный ум и нестандартное мышление”. Темой методической работы Елены Ивановны является разработка тематических тестовых заданий по физике. В газете “Физика” (приложение к газете “Первое сентября”) были опубликованы ее разработки для итогового контроля знаний в 7-9 классах.
Кабинет физики в школе оснащен необходимым учебным оборудованием, техническими средствами обучения, библиотекой учебной, справочной и дополнительной литературы, постоянно пополняется дидактическим материалом.
Высокий профессионализм, разносторонние знания, добросовестность и преданность делу Елены Ивановны снискали ей заслуженное уважение и авторитет среди коллег и учеников.
Аттестационная комиссия школы просит рассмотреть вопрос об аттестации Ивановой Е.И. на высшую категорию (14 разряд ЕТС.)
Печать. Подписи.
В процессе экспертизы педагогической деятельности аттестуемого учителя эксперты:
Рекомендации по оформлению методических разработок.
Как правило, при прохождении процедуры аттестации учитель представляет членам экспертной группы какие- либо собственные методические разработки. Такие разработки могут быть выполнены в процессе учебы на курсах повышения квалификации в рамках обязательной курсовой работы. В этом случае можно получить рецензию на методическую разработку от окружных методистов, методистов УМЛ физики или преподавателей кафедры физики МИПКРО.
Ниже изложены некоторые общие правила оформления методических разработок по физике и астрономии.
1.Методическая разработка состоит из следующих разделов:
- Содержание
- введение
- основная часть
- заключение
- приложение
- список использованной литературы
Количество разделов в “Основной части” работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью.
2.Тема методической работы выбирается учителем самостоятельно /или после консультаций с методистами/, исходя из собственного интереса к определенным вопросам методики, или на основе общей темы методической работы школы, методического объединения. Тема работы может относиться к разработке нетрадиционных уроков, отражать авторскую методику преподавания некоторых разделов курса, содержать определенную подборку задач или тестов для контроля учащихся, рассматривать вопросы внедрения в практику преподавания новых образовательных технологий, представлять разработанные учителем лабораторные работы или демонстрационные эксперименты и пр.
3.Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименования разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы “Введение”, “Заключение” и “Список литературы” не нумеруются. Разделы “Основной части” могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов. Например:
“Повторительно- обобщающие уроки
в курсе физики 10 класса”
Методическая разработка учителя физики школы № 710 ЗОУО Ивановой Елены Ивановны.
Содержание:
Введение……………………………………………………………2.
1. Роль повторительно- обобщающих уроков
в курсе физики старшей
школы……………………………………4.
2. Методика проведения
повторительно-обобщающих
уроков на основе
2.1 структуры научного познания …………………………………7
2.2 политехнического принципа систематизации знаний ………10
3. Урок- конференция как обобщение материала …………………13
Заключение …………………………………………………………15
Приложения:
Список литературы ………………………………………………24
4. В разделе введение отражают актуальность темы, цель настоящей работы, круг решаемых ею задач. Здесь же можно показать причины появления этой работы на примере Вашей школы. Как правило, в этом разделе постулируют основные положения работы и обосновывают порядок (план) изложения вопросов.
5. В разделе основная часть подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения здесь можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно производится в пределах текущего раздела (например, рис. 2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и “шапку” с наименованием колонок.
6. В заключении необходимо отразить итог проделанной Вами работы - указать, достигнута ли поставленная ранее цель, показать результаты внедрения разработки в учебный процесс. В этом разделе автор может отметить свою работу по распространению представленного материала среди педагогической общественности, свое участие в семинарах, публикациях и т.д.
7. В раздел “ Приложение” помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр. Каждое приложение должно иметь название и порядковый номер, который ставится в правом верхнем углу листа (например: Приложение 1.). Если приложений несколько, то они в порядке следования со своими названиями перечисляются в разделе “Содержание”.
8. В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. При этом необходимо придерживаться установленного порядка: ставят порядковый номер книги или статьи; пишут фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, место (город), название издательства и год издания (для журналов может быть указан том, выпуск и номера страниц статьи).
На все перечисленные в “Списке литературы” источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки (например [1,3]).