ТЕСТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.

 

Тестирование – это специально разработанная научно оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижений человека и выражать эти возможности количественно в форме чисел.

В настоящее время тестирование – наиболее объективная процедура аттестации учащихся. Дальнейшее развитие системы независимого тестирования необходимо как учащимся, так и учителям. Для учащихся – это объективное средство определения своих достижений. Для учителей – средство оценки эффективности обучения, корректировки процесса обучения в соответствии с возможностями учащихся и социальным заказом на объем, содержание и качество образования.

Формы тестовых заданий.

 

1.      Закрытая форма:

А) с выбором одного правильного ответа (из 2-х, 3-х, 4-х и т.д.)

Б) с выбором нес-кольких правильных ответов

2. Открытая форма (Ответ вписывается в соответствую-щее место) 3. На установ-ление соответ-ствия  элемен-тов одного мно-жества другому. 4. На уста-новление последова-тельности действий.

 

Приведем примеры различных форм тестовых заданий.

1.        Закрытая форма с выбором одного правильного ответа. В этом случае правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл.

 

 Обведи кружком номер правильного ответа.

           Какое физическое явление используется в основе работы спиртового термометра?

1)      Расширение жидкости при нагревании.

2)      Испарение жидкости при нагревании

3)      Излучение при нагревании.

4)      Конвекция в жидкости при нагревании.

 

Чем больше вариантов ответов, тем меньше вероятность угадывания. (Например, если ответов 4, то вероятность угадывания 25%).

Задания в такой форме используются при проведении проверок знаний окружного и городского уровня, а также региональных экзаменов по физике. (Смотрите статьи № 4, 5) Разработкой тестов занимаются сотрудники лаборатории аттестационных технологий МИПКРО.

 

2.        Закрытая форма с выбором нескольких правильных ответов.

Обведи кружком номера всех правильных ответов.

       К физическим величинам относятся:

1)      Сила

2)      Метр

3)      Давление

4)      Диффузия

5)      Масса

6)      Объем

 

В этом случае за каждый правильных выбор можно ставить по одному баллу. Например, в приведенном задании  за полностью правильное выполнение ставится 4 балла.

 

3. Открытая форма. При конструировании таких заданий необходимо все утверждения делать по возможности короткими, испытуемый должен добавлять как можно меньше слов, добавляемое слово лучше ставить ближе к концу задания.

 

Силы, с которыми взаимодействуют два тела, равны по ___________ и противоположны по _____________.

 

        4. В заданиях на установление соответствия необходимо для каждого из элементов одного столбца указать соответствующий элемент другого.

 

Установить соответствие.

ФОРМУЛА

 

1)      q/U

2)      q/t

3)      A/q

4)      F/q

5)      qU

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ:

А) ЭДС источника тока

Б) электроемкости

В) силы тока

Г) напряженности электрического поля

Д) напряжения

Е) работы сил электрического поля

Ж) потенциала

З) энергии конденсатора

Ответы: 1Б, 2В, 3Ж, 4Г, 5Е.

Число элементов правого столбца должно быть больше числа элементов левого столбца. Элементы первого столбца следует подбирать по возможности однородные.

 

5.  Задания на установление правильной последовательности применяют, как правило, при проверке алгоритмов различных действий. Для физики это может быть цепочка умственных действий.

 

Установите правильную последовательность, расставив цифры в прямоугольниках.

Решение задач по динамике.

q       -- Выбрать систему отсчета.

q       -- Записать 2 закон Ньютона.

q       -- Записать 2 закон Ньютона в скалярной форме.

q       -- Решить систему уравнений.

q       -- Расставить силы.

q       -- Проанализировать ответ

q       -- Получить систему уравнений.

q       -- Сделать схематический рисунок.

 

Все задания, включаемые в тест должны быть независимы друг от друга, т.е. вероятность ответа на одно задание теста не может зависеть от ответа на другое задание. Существует целая группа заданий, не удовлетворяющих этому требованию и называемых псевдотестовыми. Однако, это не умаляет их обучающей функции, особенно при первичном закреплении материала. Приведем примеры таких заданий.

1.      Цепные – это такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от ответа на предыдущее задание.

 

Если в частице

1)      число электронов равно числу протонов

2)      число электронов меньше числа протонов

3)      число электронов больше числа протонов

то частица является

1)      отрицательным ионом

2)      положительным ионом

3)      нейтральной.

 

2.      Тематические – это совокупность заданий любой формы, созданных для контроля  знаний по одной из изученных тем.

 

1. В веществе при данной температуре средняя кинетическая энергия молекул

1)    не изменяется.

2)    Изменяется

2. При испарении из жидкости вылетают …

1)      самые медленные молекулы

2)      самые быстрые молекулы

3)      любые молекулы независимо от их скорости.

3. При испарении средняя кинетическая энергия молекул жидкости

1)      увеличивается

2)      остается неизменной

3)      уменьшается.

4. При испарении жидкость

1)      охлаждается

2)      нагревается

3)      имеет постоянную температуру.

5. При охлаждении жидкости интенсивность ее испарения

1)      не изменяется

2)      повышается

3)      понижается.

 

Задания такого типа представлены в книгах № 6 и 7.

 

Каждое тестовое задание проверяет какой – либо элемент знаний и умений. Так для тестов ЛАТ МИПКРО выделяют в структуре знаний и умений по четыре звена. Знания проверяются на мировоззренческом, базовом, программном и сверхпрограммном уровнях, а умения – на фактическом, операционном, аналитическом и творческом уровнях. Например, задание

“Чему равно электрическое сопротивление двух резисторов R1 = 6 Ом и     R2 = 12 Ом, соединенных параллельно?

проверяет знания на базовом уровне, а умения на операционном, т.е. требует предусмотренных стандартом знаний формулы параллельного соединения проводников и проведения элементарных расчетов. В соответствии с заложенным уровнем проверки знаний и умений, задания отличаются друг от друга трудностью. Различные варианты  теста должны содержать задания по одним и тем же элементам знаний и иметь одинаковую среднюю трудность.

 

 

Требования к тестам:

1.        Технологичность и экономичность с точки зрения изготовления, применения, обработки и анализа результатов.

2.        Универсальность, т.е. применимость для различного типа школ,  не должны зависеть от конкретной программы и учебника.

3.        Валидность  Тесты должны с определенной заранее известной точностью удовлетворять поставленной цели тестирования. (Например, достижение требований стандарта образования).

4.        Надежность. Должна быть заранее определена точность оценок по результатам тестирования.

5.        Легитимность.  Тесты не должны противоречить существующим законам и нормативам.

Вновь созданные задания в тестовой форме превращаются в товарный тест, т.е. удовлетворяющий всем перечисленным требованиям только после апробации всех вариантов задания и  анализа статистики результатов в течение 3-5 лет.

 

Методика использования тестовых заданий в преподавании физики.

1.          Входная диагностика знаний. Используется перед изучением темы для определения остаточных знаний по вопросам, затронутым ранее в данном предмете или других смежных курсах и необходимым для успешного освоения нового содержания.

2.          Текущая проверка знаний. Используется после изучения нового материала, при  проверке домашних заданий. Проводится при помощи тестов из 5-8 заданий, поверяющих усвоение всех основных понятий, законов и т.д. В этом случае рекомендуется использовать тематические тесты из книг №1 и № 2.

3.          Промежуточная  проверка знаний учащихся. Проводится после изучения одного из законченных блоков достаточно большой темы, перед организацией закрепления материала. Такая проверка необходима для определения степени усвоения школьниками материала темы на данном этапе ее изучения и организации дифференциации учащихся при дальнейшей отработке и закреплении данного содержания.

4.          Итоговый контроль.  Тестирование можно использовать вместо контрольной работы или части зачета, проверяя основные теоретические знания и умения решать типовые задачи. В этом случае рекомендуется использовать итоговые тесты из книги №3 и аналогичные ей.

5.          Аттестация учащихся.  Возможно проведение экзамена по физике в тестовой форме. Как было сказано выше  создание теста, отвечающего сем необходимым требованием, процесс долгий и трудоемкий. Поэтому для проведения экзаменов в 9-х и 11-х классах в тестовой форме  рекомендуется использовать материалы, разрабатываемые ежегодно Лабораторией аттестационных технологий МИПКРО. Данные  тесты  содержат не менее 24 вопросов и удовлетворяют всем предъявляемым требованиям.

 

 

Литература:

1.          Сборники заданий учебных тематических тестов для 7-11 классов по физике. (Дидактические тестовые материалы) / Р.В. Коноплич, В.А. Орлов, А.О. Татур и др. – М.: ЛАТ МИПКРО, 1996- 2000 г.г.

2.          Орлов В.А. Школьный курс физики: тесты и задания. – М.: Школа- Пресс, 1996.

3.          Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 классы.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996 г.

4.          Зинковский В.И., Демидова М.Ю. Региональный экзамен по физике. Анализ результатов. -- Газета “Физика” № 40, 1999г.

5.          Корж. Э.Д., Пеннер Д.И. Задания для программированного контроля по физике в средних профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1980 г.

6.          Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. Дидактические материалы. – М.: Пособие для учащихся, 1986 г.

7.          Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: адепт, 1998г.

8.          Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. – М.: МИФИ, 1995 г.

 

Зназад