Аттестационные экзамены по физике могут проводиться в устной или письменной форме, причем, в обоих случаях допускаются различные виды проверки знаний учащихся. Остановимся кратко на основных нормативных требованиях проведения экзаменов различного вида.
Формы устного экзамена.
1. Устный экзамен по билетам.
Экзаменационные материалы для итоговой аттестации учащихся за курс основной и средней школы разрабатываются на основании примерных вопросов, публикуемых в журнале “Вестник образования” или в сборниках “Примерные вопросы по предметам для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX (XI) классов общеобразовательных учреждений.” Экзаменационные материалы для промежуточной аттестации учащихся за курс 7, 8 или 10 классов составляются учителем с учетом требований к знаниям и умениям учащихся выбранной программы обучения по физике.
Перечень вопросов, включаемых в экзамен для 9 класса должен отражать материал курса физики основной школы (7-9 классы), а для 11 класса — курс физики старшей школы (10- 11 классы). Содержание вопросов для промежуточной аттестации рекомендуется ограничивать материалом текущего учебного года.
Для общеобразовательных школ и классов, где физика не является профилирующим предметом, рекомендуется включать в билет два вопроса — теоретический и практический: решение задачи или выполнение экспериментального задания. Для школ и классов, где физика является профильным предметом, количество вопросов увеличивается до трех: два теоретических и один практический.
При компоновке билета следует помнить, что вопросы и задания, включенные в него должны отражать различные разделы курса. Количество экзаменационных билетов не должно быть менее двадцати и не зависит от числа учащихся, сдающих экзамен. Практические вопросы должны включать не менее 20-25% экспериментальных заданий. Причем не допускается замена экспериментальных заданий расчетными задачами.
Текст билетов и задания практической части утверждаются администрацией школы, согласуются с методическими службами, хранятся у директора школы и заранее учащимся не сообщаются.
При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости
Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 30 минут времени.
Оценка за устный экзамен выставляется на основе поэлементного анализа ответа учащегося. Далее приведены примеры планов ответов на теоретические вопросы и требования к выполнению практической части билетов. Курсивом выделены те элементы знаний, которые целесообразно считать обязательными для выставления учащемуся удовлетворительной оценки.
2. Собеседование.
Для подготовки к экзамену в виде собеседования учителю целесообразно составить перечень из 10 - 15 вопросов обобщающего характера по ключевым темам курса, изученным в соответствии с учебной программой.
На экзамене ученик по предложению
аттестационной комиссии дает без подготовки
развернутый ответ по одному из таких вопросов.
3. Защита реферата.
Работа по подготовке реферативного экзамена должна складываться из следующих этапов:
Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
Устный экзамен в форме собеседования и защиты реферата целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания по предмету, проявившими интерес к учебно-научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.
Формы письменного экзамена.
Письменный экзамен по физике может только из теста или работы по решению задач, либо сочетать оба вида заданий:
На письменный экзамен по физике в 7-8-х классах целесообразно отводить до 2 часов, в 9-10-х классах - 3 часа (в классах с углубленным изучением предмета — 4 часа), в 11 классе — 4 часа (в том числе и в классах с углубленным изучением физики).
Варианты экзаменационной работы могут состоять из задач по различным темам курса, изученным в основной (для 9 класса) или старшей (для 11 класса) школе и в текущем учебном году для промежуточной аттестации в других классах. Экзаменационные материалы утверждаются администрацией школы, и согласуются с методической службой.
Наиболее традиционным является задание, включающее только типовые расчетные задачи. Предполагается, что учащиеся не пользуются справочной литературой - необходимые значения физических констант приведены в тексте задания. Желательно использовать для численных расчетов калькулятор, однако, в приведенных задачах не требуется вычислять тригонометрические и прочие функции, расчетный материал в задачах ограничен простой арифметикой.
Для оценки знаний учащихся удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена выше. Решение каждой задачи оценивается в баллах (см. таблицу раздела 4 “Оценка знаний”), причем за определенные погрешности количество баллов снижается. Не следует снижать баллы за запись округленных ответов - при условии получения верных “ буквенных “ ответов и подстановки в них верных исходных значений, это округление разумно и оправданно. Проверяющий вправе требовать наличия в работе кратких объяснений типа: “ ...используя закон сохранения импульса...” или ” ... из закона Кулона следует ...” и снижать оценку задачи на 1-2 балла при отсутствии необходимых комментариев.
Нормы выставления оценок зависят от компоновки экзаменационного задания. Здесь возможны два случая.
40 — 50 баллов — “Отлично”;
30 — 39 баллов — “Хорошо”;
20 — 29 баллов — “ Удовлетворительно”;
менее 20 баллов — “Неудовлетворительно”.
34 — 40 баллов — “Отлично”;
27 — 33 баллов — “Хорошо”;
20 — 26 баллов — “ Удовлетворительно”;
менее 20 баллов — “Неудовлетворительно”.
При проверке письменных работ на те работы, за которые ставится отличная или неудовлетворительная оценка экзаменационной комиссией пишется рецензия, отражающая только сущность выполнения работы без личных качеств ученика. При написании рецензии можно придерживаться следующего плана:
Письменный экзамен по физике может проводиться в виде сочетания теста и задач. Например, усвоение выпускниками знаний и умений по физике может проверяться на основе задания, включающего:
Содержание тестовой части задания может быть однотипно для всех классов, независимо от их профилизации, так как цель теста – проверка основных элементов знаний, соответствующих стандарту образования.
Вторая часть задания, т.е. содержание задач, дифференцируется в зависимости от уровня изучения физики. Например, в процессе проведения региональных экзаменов по физике в г. Москве предлагалось два варианта задач:
Меняется и порядок проведения экзамена. Сначала учащиеся выполняют задания тестовой части. Не позднее, чем через 1,5 часа после начала выполнения теста все бланки ответов и варианты тестовых заданий сдаются, и экзаменационная комиссия по имеющимся ключам к тесту проверяет работы учащихся. Учащийся имел право приступить к решению задач только после выполнения и проверки теста.
Если по результатам проверки теста ученик правильно выполнил 70% и более тестовых заданий, то он может приступать к решению задач. В случае же выполнения менее 70% заданий теста экзаменационная комиссия может провести уточняющее собеседование по содержанию тестовых заданий и при верно скорректированных ответах выставить удовлетворительную экзаменационную оценку. В противном случае учащийся получает неудовлетворительную оценку.
Экзаменационная оценка учащемуся выставляется с учетом тестового балла (количество правильно выполненных тестовых заданий) и количества баллов, полученных за решение задач.
Экзамен в классах, работающих по системе “Школа - ВУЗ”.
В школах, взаимодействующими с Вузами, допускается совмещение итоговой аттестации выпускников за курс среднего (полного) общего образования и вступительных экзаменов в ВУЗ — единые экзамены. Проведение единых экзаменов должно быть предусмотрено договором между обоими образовательными учреждениями.
При подготовке и проведении единого экзамена желательно придерживаться следующих рекомендаций:
В аттестат о среднем (полном) общем образовании выставляется оценка из протокола общеобразовательного учреждения.
Литература: