АТТЕСТАЦИЯ ШКОЛ ПО ФИЗИКЕ.

 

Процедура аттестации общеобразовательных учреждений в г. Москве включает в себя обязательную проверку знаний учащихся по физике за курс основной и старшей школы.

Аттестация учащихся проводится в тестовой форме. В 1999-2000 учебном году введены новые варианты тестовых заданий, требования которых согласованы с проектом Московских стандартов и Российских федеральных стандартов по физике. Для успешного прохождения процедуры аттестации учащиеся должны быть хорошо знакомы с тестовой формой контроля знаний, иметь прочные знания по основным вопросам школьного курса физики базового уровня.

Ниже приведена краткая характеристика тестовых заданий для основной и старшей школы.

 

Основная школа.

Проверочные работы рассчитаны на один урок. Тестирование проводится в 10 классе в 1 и 2 четвертях и в 9 классе в3 и 4 четвертях учебного года. Содержание тестов для 9 класса учитывает сроки прохождения материала, в них не включаются вопросы по темам “Законы сохранения” и “Колебания и волны”. Проверочная работа состоит из 11-13 заданий в зависимости от времени прохождения аттестации и считается выполненной успешно, если ученик правильно ответил не менее чем на 70% вопросов теста.

Темы тестовых заданий:

  1. Физические величины
  2. Физические явления
  3. Физический эксперимент: практические задания.
  4. Физический эксперимент: интерпретация результатов.
  5. Чтение и понимание научно-популярного текста.
  6. Тепловые явления.
  7. Электрические и магнитные явления.
  8. Строение вещества.
  9. Геометрическая оптика.
  10. Кинематика. Законы Ньютона.
  11. Силы в механике.
  12. Законы сохранения в механике.
  13. Механические колебания и волны.

 

Элементы №№ 6-13 соответствуют тематике разделов курса физики основной школы. Задания, предлагаемые по этим темам, достаточно традиционны и проверяют знание основных понятий, явлений, законов и их проявления в природе и применения на практике. Следует отметить, что достаточно большое число вопросов предполагают умение учащихся читать графики различных физических процессов, получать из них информацию и интерпретировать ее. (Графики волновых процессов, зависимости кинематических величин от времени, нагревания, охлаждения и плавления тел, вольт-амперные характеристики резисторов).

 

Например:

график зависимости температуры Т°С от времени для трех тел равной массы представлен на рисунке:

график

удельная теплоемкость какого тела меньше?

 

В разделе 1 необходимо знать числовые значения физических величин:

 

В разделе 2 требуется видеть проявление физических явлений в природе и технике:

 

Например:

Для получения чистых металлов через раствор соли или щелочи, содержащей ионы этих металлов, пропускают электрический ток. При этом на отрицательном электроде выделяется чистый металл. Этот процесс называется:

  1. электризацией;
  2. поляризацией;
  3. электролизом;
  4. электролитической диссоциацией.

 

Раздел 3 предполагает выполнение практического задания. Учащимся необходимо уметь:

 

Символом * отмечены умения, выносимые на проверку только в том случае, если образовательное учреждение реализует в полном объеме утвержденный Министерством образования обязательный минимум содержания образовательных программ (т.е. если в нем произошел переход на концентрический курс физики).

 

Например:

Практическое задание. Возьмите металлический стакан. Налейте в него 150 г горячей воды. Определите количество теплоты, переданной горячей водой окружающей среде за 7 мин. Необходимое оборудование выберите самостоятельно.

ОТВЕТ:   Для выполнения работы необходимы:__________

        Количество теплоты равно примерно: ________

 

Практическое задание считается выполненным правильно, если верно указаны числовое значение и размерность определяемой физической величины, а также, если это требуется по условию задачи, верно перечислено отобранное оборудование.

 

Раздел 4 предполагает теоретическую проверку умений, указанных в разделе 3. Следует обратить внимание на:

 

Например:

Результаты измерения координаты х тела при разных значениях времени показаны в таблице (координаты у и z тела во время наблюдения не изменялись):

таблица 6.1
t, c 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
x, см 2.0 1.4 0 -1.4 -2,0 -1,4 0 1,4 2 1,4 0

 

Какой вывод о характере движения можно сделать на основе этих данных?

  1. Тело движется вдоль прямой с постоянным ускорением.
  2. Тело движется равномерно и прямолинейно.
  3. Тело совершает колебательное движение.
  4. Тело совершает вращательное движение.

 

Новыми для проверки знаний учащихся являются задания из раздела 5, которые предполагают сформированное умение чтения и понимания несложных научно- популярных текстов.

 

Например:

Прочтите текст. Используя приводимые ниже слова для справок (список слов избыточен), выпишите номера слов в том порядке, в котором они должны идти в тексте.

Физик Б.П.Вейнберг предложил проект электромагнитной железной дороги. Внутри медной трубы, из которой выкачан воздух, движутся вагоны. Вдоль всего пути над трубой расставлены сильные электромагниты, которые притягивают ... вагоны. Сила притяжения электромагнитов ... действие силы ... и не дает вагонам падать. Вагоны, таким образом, летят в безвоздушном пространстве без всякой опоры, не прикасаясь к стенкам трубы, и потому не испытывая никакого .... Будучи приведены в движение, они, следовательно, движутся далее по .... не нуждаясь в локомотиве.

Идея Б.П.Вейнберга нашла применение на Московском почтамте для перемещения легких грузов и в Ленинградской публичной библиотеке для передачи читательских заказов.

Слова для справок:

  • инерция
  • притяжение
  • толчок
  • трение
  • (сила) трения
  • (сила) тяжести
  • (сила) упругости
  • прямая
  • траектория
  • алюминиевые
  • железные
  • компенсировать
  • уменьшать
  • усиливать

Задание считается выполненным верно, если ученик правильно указал не менее четырех пропущенных слов.

 

Старшая школа.

Проверочные работы рассчитаны на 25 мин. Тестирование проводится в 11 классе. Содержание тестов учитывает сроки прохождения материала, в задание 1 и 2 четвертей не включаются темы “Электромагнитные колебания и волны” и “Оптика. Квантовая физика”. Проверочная работа состоит из 10 заданий и считается выполненной успешно, если ученик правильно ответил не менее чем на 70% вопросов теста.

Темы:

  1. Физические явления.
  2. Физические величины.
  3. Физические закономерности и понятия: область и границы применимости.
  4. Основы молекулярно-кинетической теории. Строение вещества (включая физику атома и атомного ядра).
  5. Тепловое равновесие. Температура. Законы термодинамики.
  6. Электростатика и законы постоянного тока.
  7. Электрический ток в различных средах.
  8. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.
  9. Электромагнитная индукция.
  10. Электромагнитные колебания и волны.
  11. Оптика. Квантовая физика (фотоэффект).
  12. Механика. Механические колебания и волны.

 

Элементы №№ 4-12 соответствуют тематике разделов курса физики старшей школы. Задания, предлагаемые по этим темам, достаточно традиционны.

 

Например:

У одного материала фотоэффект начинается при облучении его светом с частотой не менее 1,2.1015 Гц. У другого материала работа выхода электронов с его поверхности в 2 раза меньше, чем у первого.

Минимальная частота излучения, при которой начинается фотоэффект на втором материале, равна:

  1. 0,6.1015 Гц.
  2. »1,1.1015 Гц.
  3. »1,4.1015 Гц.
  4. 2,4.1015 Гц.

 

В разделах 1, 2 и 3 проверяются ниже перечисленные умения:

 

Зназад