Германия
Фотогалерея Фотогалерея

На главную  Введение  Страницы истории происхождения денег  Причины возникновения, формы и функции денег  Роль денег как средства обмена  Роль денег как средства измерения  Роль денег как средства сбережения  Факторы формирования велечины денежной массы  Экономические рецепты  Экономические определения  Водяные знаки  Страница об авторах 

США

Великобритания

Германия

Австрия
карта Германии

История немецких бумажных денег так же пестра и противоречива, как и история самой Германии. До объединения Германии в империю в 1871г. немцы вообще не имели единой денежной системы. Четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, три вольных города и провинция Эльзас-Лотарингия, объединившиеся в империю, имели разную степень политической независимости, включая право на выпуск бумажных денег и чеканку монет. На территории этих государств пользовались семью монетными системами и бумажными банкнотами тридцати трёх эмиссионных банков. Достоинства большинства выпусков этих банкнот было в талерах (в северной части страны) или гульденах (в южной части). имелось несколько исключений, таких, например, как "франки" наполеоновского королевства Вестфалия.

Первые бумажные деньги в Германии были выпущены в Саксонии. В 1772г. там появились банкноты достоинством от 1 до 10 талеров. В Пруссии, ставшей ядром объединения, бумажные деньги появились только в 1806г., в Шлезвиг-Голштинии - в 1807г., в Брауншвейге - в 1813г., в Любеке - в 1819г. В большинстве остальных немецких государств банкноты начали выпускаться в 50-60-х гг. XIX в. Единое государство потребовало и единой денежноц системы. В качестве новой общей денежной единицы была принята марка. Термин марка (от нем. mark - знак) известен из англо-саксонских источников IX -X вв. в значении меры веса. Спервой половины XI в. марка приобрела значение денежно-весовой единицы. В виде монеты марка чеканилась в Северной Германии с XVI в. Заметным явлением в истории бумажных денег Германии являются так называемые нотгельды (от нем. notgeld - деньги необходимости). В условиях разрухи, вызванной Первой мировой войной, когда общегосударственных денег было недостаточно, практически каждый город или район выпускал неофициальные деньги, которые имели хождение в основном только в пределах данной местности. встречаются тысячи разновидностей таких банкнот.

Во все времена своей истории немецкие бумажные деньги отличались особой красотой и высоким искусством художественного оформления. Одним из самых красивых произведений в истории мировых бумажных денег является банкнота города Данцига 1857г. достоинством 10 талеров. Она по праву украшает экспозиции многих музеев мира.

Долгие годы на немецких банкнотах изображались в основном только аллегорические фигуры или обобщённые женские, мужские или детские портреты. В 20-е гг. XX в. на банкнотах появились портреты конкретных лиц в виде репродукций с картин известных художников прошлого (Дюрера, Гольбейна и др.), а затем и портреты различных деятелей науки и культуры.

После объединения ФРГ и ГДР денежной единицей Германии остались марки Федеративной Республики Германии.

Современная денежная система ФРГ включает в себя банкноты достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, и 1000 марок. На лицевой стороне каждой банкноты для удобства слабовидящих рядом с большими цифрами, обозначения данного номинала в виде различных сочетаний рельефных точек и чёрточек.

На оборотной стороне каждой банкноты - изображение печати Немецкого Федерального банка, в центре которой - государственный герб. В таком виде герб существовал с 1919г. по 1935г. и был восстановлен в 1950г. (с 1871 по 1918г. орёл был имперским - с короной над головой и гербовым щитом на груди, в период 1935-1945гг. орёл держал в лапах свастику). Водяные знаки на банкнотах повторяют портреты изображённых на них людей. Совмещенный рисунок на всех банкнотах представляет собой латинскую букву "D" - первую букву немецкого названия страны Deutschland.

5 марок

Размеры 122*62мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне - портрет Беттины фон Арним (1785 - 1859), немецкой писательницы, сестры поэта Клеменса Бретано и жены поэта Людвига Йоахима фон Арнима, основателей романтического течения в немецкой литературе.

5 марок

Беттина фон Арним известна своей перепиской с Гете. В 1835г., хже после смерти Гете, Беттина фон Арним издала их переписку. Оригинальные письма были несколько переработаны ею, став в результате написаной в блестящем живом стиле смесью документального и вымышленного. Эта книга сделала её известной. Позже Беттина фон Арним увлеклась социальными вопросами, что сказалось на её работах "Эта книга принадлежит королю" и "Разговоры с демонами". Едкая ирония и либеральные идеи доставили в своё время успех её сочинениям.

Слева от портрета изображён рог. По одной версии, это рог изобилия, символизирующий многочисленные дарования Беттины - она была также одарённым скульптором и музыкантом.

По другой - рог для вина. Дело в том, что два близких ей поэта, муж и брат, издали трёхтомный сборник песен как старинных народных, так и стиллизованных авторских с общим названием "Удивительный рог" и с изображением на титульном листе старинного рога, отделанного серебром. Возможно, Беттина имела отношение к выпуску этой книги. За рогом видны исторические здания Берлина, в котором Беттина прожила большую часть жизни и где в её доме собирался литературный салон, ставший центром немецкой культурной жизни. В самом низу изображено имение фон Арнима в Виперсдорфе, расположенном к югу от Берлина, где она любила проводить летние месяца.

На оборотной стороне банкноты изображены Брандербургские ворота. Они были построены в 1788 - 1791гг. архитектором Карлом Лангхансом в начале дороги, ведущей к Брандербургу. Это были уже третьи за 150 лет ворота на этом месте. Но если предыдущие Брандербургские ворота являлись частью оборонительных сооружений вокруг города, то новые ворота должны были служить символом возросшего могущества Пруссии, как бы парадным входом в её столицу. В 1794г. ворота были увенчаны известной "Квадригой Победы" - колесницей с четверкой лошадей - скульптора Готтфрида Шадова.

После разгрома Пруссии Наполеоном в 1806г. эта скульптура в качестве военного трафея была увезена в Париж. Но в 1814г. колесо истории и колёса квадригии повернулись вспять, и она заняла своё законное место. С тех пор берлинцы любовно называют её "вернувшейся каретой".

Во время Второй мировой войны ворота были повреждены. В 1957 - 1958гг. они были реставрированы, и статуя была восстановлена по первоначальным формам. С 1961 по 1989гг. Брандербургские ворота служили проходом в берлинсой стене между Западным и Восточным Берлином. Построенные как символ могущества и победы, после объединения Германии они стали "Воротами мира".

Брандербургские ворота неоднократно изображались также и на многих немецких монетах, например на серебряной монете 10 марок, выпущенной в ГДР в 1991г. в память 200-летия постройки ворот.

Справа от ворот изображён открытый конверт и подписи Иоганна Вольфганга Гете, Клеманса фон Гундероге и других известных людей, что напоминает об огромном эпистолярном наследии Беттины фон Арним.

10 марок

Размеры 130*65мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён выдающийся немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855), который наряду с Архимедом и Ньютоном стоит в ряду величайших математиков всех времён.

10 марок

Гаусс родился в Брауншвейге в семье бедного водопроводчика. В начальной школе его первым учителем математики был Бартельс, который впоследствии, получив профессуру в Казани, был учителем Лобачевского. Отмечая способности юного Гаусса к математике и языкам, учителя рекомендовали его герцогу Брауншвейгкому, который оказал ему финансовую помощь для продолжения образования. Окончив Геттингенский университет, Гаусс в 1799г. получил докторскую степень. В 1807г. Гаусс получил кафедру в Геттингенском университете и одновременно стал директором его астрономической обсерватории, где и проработал до конца своей жизни, несмотря на многочисленные предложения других университетов.

Гаусс опубликовал более 150 работ в разных областях науки, Труды Гаусса отличает глубокая, органическая связь между теоретической и прикладной математикой, оригинальность и глубина мысли, исключительная точность расуждения и ясность изложения. Необычайно широк охват областей его творчества. Гаусс явился основоположником современной высшей алгебры, теории чисел, дифференциальной геометрии, теории электричества и магнетизма, геодезии, теоретической астрономии, теории вероятностей.

Гаусс, несомненно, принадлежит к числу тех творцов точного знания, которые имеют неоспоримое право считаться гениями. Он был почётным членом многих академий и научных обществ, в том числе Петербургской академии наук.

Слева от портрета, на фоне очертаний Геттингена - графическое изображение закона нормального распределения случайных величин, открытого Гауссом.

На оборотной стороне изображён секстант, с помощью которого Гаусс производил различные измерения.

Стиллизованные окружности и спирали на заднем плане банкноты символизируют орбиты планет и магнитные поля, т.е. вопросы, которыми занимался Гаусс. Справа дано графическое изображение определения точек на поверхности земли на основе математических методов, разработанных Гауссом и широко применяемых в геодезии.

В 1977г. в связи с 200-летием со дня смерти Гаусса как в ФРГ, так и в ГДР были выпущены серебряные памятные монеты.

20 марок

Размер 138*68мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображена выдающаяся немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Хюльсхофф (1797-1848).

20 марок

Родившаяся в аристократической католической семье, Анна Элизабет Франциска Адольфина Вильгельмина Луиза Мария Фрейн фон Дросте цу Хюльсхофф получила домашнее образование и большую часть своей жизни прожила в родовом замке Хюльсхофф. Её первый цикл стихов был религиозного содержания и отражал внутренне беспокойство и сомнения её духовной жизни. Но известность принесли стихи, посвящённые быту и природе родной Вестфалии. Она признала родоначальницей немецкой реалистической поэзии. А её сказки в прозе считаются предвестниками реалистического рассказа XIX в.

Слева от портрета - лавровая ветвь на фоне Меерсбурга, маленького города на берегу озера Констанс на юге Германии, где жила поэтесса.

На оборотной стороне на фоне дерева (единственным крупным произведением писательницы в прозе был роман "Европейский бук") изображено гусиное перо и раскрвтая книга - символы поэтического и писательского творчества.

50 марок

Размеры 146*71мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён немецкий архитектор Бальтазар Нейман (1687-1753). Он родился в бывшей Австро-Венгрии и ещё ребёнком был отдан в ученики колокольному мастеру. В 1711г. эмигрировал в Германию, в Вюрцбург, где он во время работ по строительству фортификационных сооружений был замечен епископом - правителем этого города. В 1719г. Б. Нейман начал руководить строительством новой резиденции (дворца для епископа). Вскоре ему было поручено планирование и проектирование внутренних помещений. Нейман также проектировал и другие здания, включая дворцы, церкви , крепости, общественные и жилые здания, мосты - всего около 100 сооружений. Практически он руководил всеми важными строительными работами в Вюрцбурге и его окрестностях. Кроме резиденции епископа к лучшим его произведениям относятся также церкви в Фирценхейлингене и Нересхейме, замок Вернек. Построики Неймана выдержаны в стиле позднего немецкого барокко. Слева от портрета изображён инструмент архитектора (пропорциональный циркуль) на фоне многочисленных зданий, построенных нейманом в Вюрцбурге.

50 марок

На оборотной стороне изображена композиция из частей трёх знаменитых работ Неймана: в центре показана роскошная парадная лестница резиденции и вид части этого здания снаружи, слева - часть внешнего вида церкви аббатства бенедиктинцев в Нересхейме и разрез поеё впечатляющему куполу, справа внизу - план церкви Св. Креста в Фирценхейлигене.

В 1978г. к 225-летию со дня смерти Б. Неймана в ФРГ была выпущена серебряная монета достоинством в 5 марок, на реверсе которой изображён внутренний вид одного из зданий, построеных Нейманом.

100 марок

Размеры 154*74мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён портрет известной немецкой пианистки Клары Шуман (1819-1896), жены немецкого композитора Роберта Шумана.

100 марок

Клара Жозефина Вик родилась в Лейпциге. С пяти лет училась игре на фортепиано под руководством своего отца Ф. Вика (у него же в детстве учился и Р Шуман). Концертную деятельность начала с 13 лет и к 15 годам уже имела во всей Европе репутацию вундеркинда. В 18 лет она была отмечена Австрийским королевским двором и принята в престижное Общество друзей музыки в Вене. В 1840 г., несмотря на сильные возражения отца, она вышла замуж за Р. Шумана. Хотя семейные обязанности мешали её карьере, она училась в Лейпцигской консерватории, сочиняла музыку и продолжала часто гастролировать, в том числе в 1844 и 1863-1864гг. выступала в России. Её произведения включают сочинения для оркестра, камерную музыку, романсы, песни и много пьес для фортепиано.

Слева от портрета Клары Шуман на фоне её родного Лейпцига изображена лира как символ музыки.

200 марок

Размеры 162*77мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты помещён портрет немецкого врача, бактериолога и биохимика Пауля Эрлиха (1854 - 1915).

200 марок

Эрлих родился в г. Штрелен, Силезия (теперь Стжелин, Польша), в еврейской семье, известной в бизнесе и промышленности. Ещё будучи студентом-медиком Лейпцигского университета, он проводил самостоятельные исследования в области экспериментальной химии и прикладной бактрериологии. Позднее Эрлих был приглашён на исследовательскую работу в известную Благотварительную больницу в Берлине, где он изобрёл новую технику окраски туберкулёзных бацилл, открытых незадолго до этого Робертом Кохом. Это было очень важно для диагностирования туберкулёза. Там же он открыл новые способы лечения нервных расстройств, диагностирования брюшного тифа, лечения лихорадки и глазных болезней. Только за период с 1879 по 1883гг. Эрлих опубликовал 37 научных работ.

Видимо, во время своих исследований Эрлих заразился туберкулёзом. Болезнь ынудила его прервать работу и уехать в Египет, в жарком климате которого Эрлих полностью излечился. По возвращении в 1889гг. в Берлин был приглашёнв Институт инфекционных болезней, руководимый Кохом, где он сосредоточился на малоизученной в то время проблеме иммунитета. Разработанная им "теория боковых цепей" сыграла большую роль в развитии иммунологической науки.

В 1899г. Эрлих был назначен директором Королевского института экспериментальной терапии во Франкфурте-на-Майне. Под его руководством работало также несколько институтов и несколько крупных исследовательских фондов с высококвалифицированными специалистами. В это время Эрлих занимается проблемами гематологии, гистологии, онкологии и венерологии.

За заслуги в науке Эрлиху было присвоено звание "Тайный советник" - высшее звание в Германии того времени. Наряду с другими многочисленными наградами Эрлих был почётным доктором Оксфордского, Чикагского и Афинского университетов, а также почётным гражданином Франкфурта-на-Майне, где основанный им институт и сейчас носит его имя. В 1908г. заслуги Эрлиха были отмечены Нобелевской премией.

Слева от портрета Эрлиха, на фоне Франкфурта-на-Майне, - иллюстрация к теории боковых цепей, согласно которой каждая клетка имеет жизненный центр белковой субстанции и ряд боковых цепей, которые поглощают некоторые токсические вещества.

На оборотной стороне в центре - микроскоп Эрлиха, его основной инструмент в исследованиях, на заднем плане - стилизованное изображение различных клеточных структур. Справа - реторта со змеёй как символ научных исследований в медицине.

500 марок

Размеры 170*80мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты портрет немецкой художницы, натуралиста, издателя Марии Сибиллы Мериан (1647-1717).

500 марок

М.С. Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне. Её отец был известным гравером, иллюстратором, издателем и книготворцем, братья Маттиас и Каспар работали вместе с отцом. Её рисунки отличали точность, детальная и тонкая прорисовка, особенно изображения животных и растений. В 52 года М.С. Мериан совершила двухлетнее путешествие на Суринам (колонию Нидерландов в Южной Америке) и первая описала и изобразила мир насекомых этой страны. После возвращения жила и работала в Амстердаме. Здесь с её работами познакомился Пётр Первый. Он приобрёл часть изданий, коллекций и акварелей Мериан для российских музеев и библиотек.

Слева от портрета Мериан на фоне очертаний города Нюрнберга, в котором она начала работать как самостоятельный гравер, зоолог и ботаник, - стилизованное изображение осы как символа её работы в области естествознания.

На оборотной стороне - бабочка, куколка и гусеница на цветке одуванчика из книги исследований М.С.Мериан о превращении насекомых, в нижнем правом углу - изображение цветка.

1000 марок

Размеры 178*83мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты - двойной портрет немецких учёных-филологов братьев Гримм, справа Якоба (1785 - 1863), слева - Вильгельма (1786 - 1859).

1000 марок

Якоб и Вильгельм были старшими в семье из пяти братьев и одной сестры. Их отец, адвокат, был городским служащим в небольшом городке Ганау. Братья пошли по стопам отца и в университете изучали юриспруденцию, предполагая затем пойти на гражданскую службу. Однако осуществлению этих планов помешало их увлечение народной поэзией. В те годы братья собрали более 200 сказок, взятых в основном из устных источников. Опубликованные ими позднее "Детские и семейные сказки" в 2 томах и "Немецкие предания" в 2 томах приобрели широкую известность. Этим вкладом в литературоведение братья Гримм раскрывают одну из древнейших форм человеческого творчества, драгоценный памятник народного духа, отражение истории народа.

В 1840г. братья приступили к составлению большого "Немецкого словаря", в котором все немецкие слова, найденные в литературе за три столетия "от Лютера до Гете", должны были даваться с их историческими вариантами, их происхождением и развитием. При жизни Вильгельма "Словарь" был доведён только до буквы D, Якоб увидел опубликованной работу до конца. "Словарь" стал примером для подобных публикацмй во многих странах: Англии, Франции, нидерландах, Швеции, Швейцарии.

Слева от портрета братьев Гримм - буква "А", символизирующая заслуги братьев в изучении языка. Буква изображена на фоне города Касселя, в котором братья провели свои школьные годы и первые годы работы библиотекарями.

На оборотной стороне - титульный лист "Немецкого словаря" на фоне Королевской библиотеки в Берлине, в которой братья работали, внизуу - фрагмент страницы рукописи "Немецкого словаря" со словом "Свобода, справа - девочка из сказки "Звёздный талер", собирающая падающие с неба звёзды. Согласно сказке, эта девочка постепенно раздала всю свою одежду бедным детям, но когда она сама осталась в одной рубашке, с неба за её доброту прямо ей в подол посыпались звёзды, которые превратились в серебряные талеры.

В 1986г. в честь 200-летия "усреднённого" дня рождения братьев Гримм в ГДР была выпущена специальная серебряная памятная монета достоинством 20 марок с весёлым героем сказки "Кот в сапогах" на реверсе.

Франция

Россия

Япония

Нидерланды
Испания    Фотогалерея    Евросоюз

Васин Дмитрий - школа 758 2005 - Гребцов Максим